Христианство о бесплодии

Бесплодие: наказание, испытание, крест?

Поразмышляем о бесплодии? Хотя мы о нем размышляем часто… «Почему я?», «Когда уже я?», «За что мне это?». Кто из присутствующих здесь планирующих не задавался этими вопросами? Что такое бесплодие? Болезнь? Наказание? Испытание? Дар Божий? Вы, наверное, удивляетесь, прочитав слово «дар»? Согласна, человеку трудно принять это как дар. Но глубоко верующие, воцерковленные люди могут оценить то, что посылает Господь, в каком бы виде эти посылы не преподносились, и принять с благодарностью, как Его волю.

Бесплодие как испытание?

Еще с ветхозаветных времен известно, что даже праведникам Бог посылал испытание бездетностью: Иоаким и Анна, Захария и Елизавета, Авраам и Сарра. Они молились, терпеливо и смиренно ждали, но при этом не теряли надежды и веры в Бога и были вознаграждены появлением детей. Святитель Игнатий Брянчанинов был подарен своим родителям за усердное моление и паломничество по святым местам. Да и в наше время немало таких чудес. Родители, чаще всего перепробовав все средства и методы, смиряются и обращаются к Богу. И бывает так, что после долгих лет лечений и скитаний по врачам у них рождается долгожданный малыш. Пришло их время? А может по вере их дано им.

Бесплодие как крест или как дар?

Этот крест воспринимается нами как что-то плохое и негативное. Но ведь известно, что человек спасается именно крестом, то есть тем, что происходит с ним в его жизни: лишениями, невзгодами, испытаниями, болезнями. Значит, бесплодие нам дано во благо? Возможно, для того, чтобы мы могли что-то изменить в своей жизни, подготовиться к тому лучшему, что ждет нас впереди? Может нужно пересмотреть свою жизнь, улучшить ее, изменить. Чтобы малыш пришел в семью, где ему могут дать много хорошего. Ведь дар – это не «даром». Дар – это «подарок». А подарок нужно заслужить, тогда и ценить его будешь в сто крат больше. Переживая бездетность, мы становимся другими – умеем терпеть, учимся смиряться и ценить то, что нам так трудно дается. А почему же другим парам дети даются легко? Мы не можем знать Божьи промыслы по отношению к людям. Мы можем только верить в то, что происходящее с нами – ради нас же самих, нам во благо.

Бесплодие как наказание?

Бог не наказывает, он милостив. Бог учит и показывает нам наши грехи. Вот девушка сделала аборт, потом второй. Потом вышла замуж и захотела родить ребенка. И не получается. Девушка лечит бесплодие, спайки — последствия абортов. И безрезультатно. Проходят годы безуспешного лечения, женщина начинает задумываться, читать, приходит в храм… И, поразмыслив над своей жизнью, ужасается – что же она натворила. И бесплодие – это еще не самое ужасное наказание за ее грехи. И поражается тому, как милостив Господь, ведь он мог послать намного больше скорбей. Женщина кается, молится и плачет. И ей, уже раскаявшейся, Бог посылает долгожданное дитя. А разве осознала бы она свои грехи и ошибки, если бы забеременела в первый месяц после свадьбы? Нет. Конечно, не все делают аборты. Но все грешны, различными грехами. Кто-то грешил словами о том, что дети не нужны, кто-то врал о беременности, чтоб получить льготы какие-то. А может мы не отговорили от аборта подругу? А может даже поддержали ее в решении? А как прошла юность до того, как мы встретили того единственного, с кем захотели иметь детей? Список бесконечный. Можно думать долго. А лучше – осознать и покаяться. И радоваться, что Бог открыл наши глаза. Значит, теперь должно быть легче, ведь мы знаем, куда нам идти. И не нужно бояться кары Божией – Бог есть любовь, он не каратель, он прощает и милует всех, кто этого хочет.

Бесплодие как знак, что нужно что-то менять?

Часто люди думают, что появление ребенка может склеить разрушенную семью, вернуть любовь. Иногда женщина боится выглядеть несостоятельной в глазах мужа от того, что не может родить ему ребенка, от этого она страдает и плачет. Отношения в семье рушатся, и пара думает, что всему виной – бездетность. Часто мужья больше любят водку, чем жену. Да и жены бывают тоже хороши. Детям тяжело будет расти в такой семье. Вот может Бог и не дает пока ребенка им, как не готовым еще к нему? Может Бог видит, как мы эгоистичны и ждет он нас смирения? И нас, смиренных, он не просто одарит богато, но и сделает многодетными? Детьми нельзя закрыть дыру в отношениях. Семья – это любовь. И это тоже крест. И Господь ждет, что мы будем нести его и выполнять его заповеди. Любить мужа, почитать. И мужья нас будут любить и обращаться как с немощнейшим сосудом. Жить друг для друга и в служении друг другу. Это сложно, но лишь поначалу. Не будем эгоистичными, будем любить друг друга, несмотря на все тяготы. Ведь ребенок должен рождаться в любви и жить с любящими его и друг друга родителями. И не будем настаивать на своей воле, а ждать воли Божией.

Бесплодие как защита?

Вы никогда не думали, что Бог нас защищает от чего-то страшного или непосильного нам, а мы настойчиво требуем? Приведу известный пример, взятый из книги епископа Кинишемского, об образце настойчивой и требовательной молитвы, которая не привела к хорошему. Мать декабриста Кондратия Рылеева рассказывала, что сын в детстве очень сильно заболел. Надежд на выздоровление было мало, врачи не давали шансов. Мать плакала и молилась, смерть сына казалась ей таким несчастьем, что она молилась и непрерывно просила Господа исцелить ее ребенка, даже ценой ее собственной жизни. Однажды, во время настойчивой молитвы, она задремала и увидела сон. Чей-то голос сказал ей, что лучше дать этому ребенку умереть, ведь его ждет страшное будущее. Мать не согласилась, как она может отказаться от своей единственной радости? Все что угодно, лишь бы он только жил. Тот же голос сказал ей: «Смотри!» И перед глазами у нее стали разворачиваться картины жизни ее сына – в постельке, но уже выздоравливающий, играющий игрушками, скачущий на деревянной лошадке. Школа, сын за книжками… Юность. Ранняя молодость, сын в военном мундире, с товарищами рассматривает стол с картами и планами. Тот же голос сказал ей: «Стой, не смотри дальше! Если ты посмотришь, то твоя просьба исполнится, сын выздоровеет, но ты об этом пожалеешь!» Но мать хотела лишь одного – чтобы сын выздоровел, и смотрела дальше. И увидела виселицу… Когда мать очнулась, все было так, как она видела в своем сне: сыну было легче, он выздоровел, рос, картины из сна сбывались. Сбылся и страшный конец. Какие выводы можно сделать? Молиться нужно, просить можно, но с оговоркой: «Если Твоя такая святая воля, Господи». Потому что мы не знаем на самом деле, от чего Бог нас оберегает, посылая бесплодие. Возможно, знает наши слабости и то, что мы не справимся с будущими невзгодами. И мы должны быть благодарны Ему за это. А молиться и просить нужно, но смиренно и покорно. А не дерзко и настойчиво. И не торговаться – ты, Боже, подай мне это, а я тебе обещаю сделать то-то… И если молитва не исполняется, то не роптать, не богохульствовать, не выискивать в обществе «людей и погрешнее нашего», но с детьми… Каждому свое.

Смириться или лечиться?

Все-таки бесплодие – это болезнь, и ее нужно лечить. Ведь врачи, помогающие нам, также созданы Богом, как и все их умения и знания. Правда, лечение бесплодия — это еще и неприятные процедуры, анализы, а также немалые финансовые расходы. Значит, нужно и лечиться в меру своих возможностей, и полагаться на волю Божию, и молиться о даровании ребенка. В этом и будет состоять наше смирение и вера. Но смириться – это не значит потерять надежду.

Когда задумываемся о духовном аспекте бесплодия, приходит на ум еще то, что есть неясное бесплодие, возникающее у совершенно здоровых людей. Или вроде бы уже все вылечили, что можно, а долгожданного малыша все нет. А разве не встречали мы чудесные истории, когда беременность наступала вопреки всем прогнозам, когда врачи сказали «нет»? Просить ребенка у Бога можно и даже нужно. Но и в себе нужно менять что-то – совесть, душу, веру. И пусть Бог подарит каждой из нас то, что нам полезно. А мы уже постараемся распознать это полезное, принять и сделать выводы.

Мои размышления наверняка не понравятся тем, кто не верит в Бога. Или верит «по-своему», «ставя свечки» и освящая куличи на Пасху. Я прошу вас не комментировать. Потому что только воцерковленные поймут, о чем я. А тратить время на выяснение отношений и отстаивания своей точки зрения не стоит. Я вас ни в чем не убеждаю. А о своих сомнениях лучше поговорите с священником.

Использованные источники: www.babyplan.ru

Духовные причины БЕСПЛОДИЯ (по Паисию Святогорцу)

Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тогда, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отношению к ним действуют духовные законы. Некоторые привередливые девушки начинают выбирать женихов: «Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу». Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому «нет», и он хочет покончить жизнь самоубийством, вместо того чтобы посчитать благословением то, что она обманула его ещё, по крайней мере, до того, как они поженились, а не после. Э-э, ну какую семью создаст такая девушка? А есть женщины, которые бесплодны, потому что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых — в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов.

Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребёнка сразу, как только поженятся. А если рождение ребёнка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребёнка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребёнка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.

Иногда Бог сознательно медлит и не даёт какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и Святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и Святым Пророку Захарию и Елизавете Он дал ребёнка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.

Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам всё! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу? У одной супружеской пары было пять детей, но, придя в совершенный возраст, их дети создали свои собственные семьи и выпорхнули из родительского гнезда. Отец и мать остались одни. Тогда они решили родить еще одного ребёнка, чтобы в старости иметь его рядом с собой. Жена была уже в том возрасте, когда зачатие невозможно, и желание их по-человечески казалось недостижимым. Однако, несмотря на это, супруги имели великую веру в Бога, и у них родился сын, который был для них утешением в старости. И его они тоже поставили на ноги, вывели в люди.

Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребёнка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм [Бог не исполняет их желания, потому что], исполнив их прошение о рождении детей, Он удовлетворит их настырность и эгоизм. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: «Боже мой, Ты печешься о нашем благе, «да бу?дет во?ля Твоя?»». В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим «да бу?дет во?ля Твоя?» и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и говорим «да бу?дет во?ля Твоя?», одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?

Использованные источники: sbogom.kiev.ua

Молитва о рождении ребенка при бесплодии

Сила веры заключается в том, что она способна помочь там, где бессильна медицина. Так, в частности, даже такой диагноз, как бесплодие, можно побороть, старательно и искренне прося Всевышнего о новорожденном.

Сила молитвы

Рождение ребенка — счастье для каждой семейной пары. С приходом в семью младенца в дом опускается светлая радость. Но иногда долгожданное чудо так и не случается. Болезни, несовместимость, бесплодие становятся преградой между родителями и малышом.

Если вы человек набожный, с чистой душой, то молитва о рождении ребенка принесет кроху в ваш дом. Но к такому ритуалу следует отнестись с максимальной ответственностью и серьезностью.

Прежде чем зачитывать молитву, выберите святого, к которому будут направлены слова. Также не забывайте о том, что помыслы должны быть чистыми. Избавьтесь от плохих привычек и негативных мыслей.

Молитва о рождении ребенка должна закрепить вашу веру. Посетите церковь, покайтесь, осуществите паломничество по святым местам, проведите беседу со священниками и монахами. Помните, Бог поможет тому, кто искренне и безоговорочно верит в его силу.

Благословение начинается с венчания перед Богом

В современном мире пары все реже идут за благословением в церковь. Одни объясняют это атеизмом, другие желают проверить свои чувства через гражданский брак, третьи считают, что такая церемония — пустая трата времени. Но когда появляются проблемы с зачатием ребенка, влюбленные из кожи вон лезут, чтобы стать родителями. Они не задумываются о том, что перед церковью и Богом они не являются супругами.

Посетив кучу врачей, десятки знахарей и попробовав все средства, что порекомендовали друзья, не отчаивайтесь. Остается только молитва о рождении ребенка. Хотя именно вера должна была стать первым помощником в такой ситуации. Таким парам для благословения на беременность и рождение здорового младенца нужно пройти Таинство Венчания.

Тысячи семей уверяют, что без этого обряда в семье ощущается отсутствие чего-то весомого. Такие эмоции имеют глубокие основания. Женщина и мужчина, которые проживают вместе, не взяв брак в доме Божием, — перед небесами грешники, поскольку порождают порок. Такой брак не совместим с канонами христианства. А влюбленные, которые дают клятву в церкви, в тяжелых ситуациях получат поддержку от Бога. У обвенчанных пар молитва о рождении здорового ребенка имеет больше силы и дает лучший результат.

Малыш — желание двух любящих сердец

Разговор с Богом происходит постоянно. Наиболее громко звучат молитвы, когда они высказаны вместе. Поэтому желать ребенка одинаково должны отец и мать. Беседы со Всевышним должны быть не просто механическим выполнением ритуала, а осознанным, четким сообщением. Разговор с ним — это прикосновение к его сущности. Через обряды православия мы можем почувствовать его максимально близко.

Именно потому, что молитва о благополучном рождении ребенка является диалогом, который ведется с Богом, пара должна читать ее вместе. Такая процедура не только сблизит их с Отцом, а и откроет по-новому друг перед другом.

Молитву, в которой просят о беременности и рождении здорового малыша, можно найти в церковных книгах. Супруги, которые желают малыша, могут молиться перед домашними иконами на коленях или стоя. Не следует забывать кланяться и креститься. Когда кроха появится на свет, будет уместна молитва после рождения ребенка.

Еще одной значительной деталью является то, что в каждой просьбе нужно произносить благодарность за все, что есть, и каяться в своих грехах. Также молитесь не только для себя, но и за ближних и врагов. Помните, Бог милосерднее к тем, кто сам проявляет милосердие.

Защитница всех матерей и детей

Традиции христианства очень древние. Испокон веков церкви строили на могилах мучеников, которые и после смерти продолжали творить чудеса и исцелять безнадежно больных людей.

Защитницей всех женщин является Богородица. Дева Мария, родившая Иисуса Христа — одна из самых чудотворных святых. Именно к ней обращаются с просьбами исцелить от бесплодия и одарить ребятишками. Молитва на рождение ребенка Богородице может быть прочитана в любом месте и в любое время. Главное при таком действии — искреннее желание.

Просить поддержки можно и у праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, которые долго были бездетными. Они свято верили в Бога, и тот наградил их Марией.

Как просить помощи у Богородицы?

Часто именно отчаяние заставляет обратиться в церковь. Но человеку, который посещает храм Божий от горя к горю, высшие силы в знак наказания могут послать одну из крупнейших бед — ожидание. Поэтому первый, от кого стоит ждать помощи — Дева Мария. Ее добросердечность и любовь спасает мир.

Молитва о рождении ребенка при бесплодии Богородице звучит так:

«Пресвятая Дева! Благословенна Ты среди всех женщин. Узнала Ты радость материнства. Держала на руках Своих небесное дитя. Ласкала Его, любила, голубила и защищала. Богородице! Благословенна Ты среди всех людей. Произвела на свет сына здорового, чистого, доброго. В Твоей власти помочь нам выполнить цель жизни нашей скромной, продолжить род свой. Склоняют головы перед Тобой рабы Твои (имена). В отчаянии мы. Одари нас величайшим из даров земных — детьми здоровыми. Пусть растут они и прославляют имя Господне. Станут нашей радостью, нашей тревогой, нашей любовью. Проси за нас, Мария, у Всевышнего. И прости нас грешных, Богородице. Аминь».

Московская святая

Молитва о рождении ребенка у Матроны Московской может быть провозглашена непосредственно перед мощами Матушки в Покровском монастыре или у ее могилы на Даниловском кладбище в Москве. Также просить о младенце в святой можно, став у ее иконы.

Святая Матрона родилась в 1881 году на территории современной Тульской губернии. С детства была слепой, и ее родители серьезно обдумывали возможность отдать девочку в приют. Но мать Матроны передумала после сна. В мареве на ее грудь села белая слепая птица волшебной красоты. Сон предсказывал светлое будущее. Именно поэтому ребенка оставили. Дар Матушки — умение исцелять людей. К ней за помощью шли со всей страны.

Перед смертью святая сказала, что верующие могут и после ее кончины приходить к ней. Она услышит их с того света и сделает все возможное для их счастья.

Обращение к святой Матроне

Парам, которые хотят, но не могут завести малыша, поможет молитва о рождении ребенка Матроне Московской. Обращение к Матушке звучит так:

«Матушка, Блаженная Матрона! Выбранная ты среди людей. Целебные руки твои, доброе сердце твое, чистая душа твоя. Стоишь ты сейчас перед Всевышним, Богом единственным и справедливым. Теперь небо — дом твой. Но не покидаешь нас, грешников земных, заботишься о детях своих. Помоги нам, Матушка Матрона. В силах твоих дать нам счастье родителями стать. Свой лучик в жизни найти. В твоей воле помочь нам его зачать, выносить, родить, а потом научить его тебя, Матрона, славить. Мать Московская, позволь твоим детям любовь потомков своих почувствовать и подарить свою безграничную любовь им. Аминь».

Основы таинства обряда

Просить ребенка у Спасителя должны как жена, так и муж. Перед тем как будет произнесена молитва о рождении здорового ребенка, потенциальным родителям стоит подготовиться. Основное, что они должны сделать — попросить прощения у Бога и очистить свою душу от грехов. Ведь чаще всего именно человек, душа которого грешна, имеет проблемы со здоровьем. В том числе и бесплодие. Раскаяние сделает здоровым не только душу, но и тело.

Попытки зачать ребенка должны быть в разрешенные дни. Так, церковь не рекомендует заниматься любовью в дни поста, а также накануне их (дни поста — среда и пятница, их канун — вторник и четверг после 16:00). Нежелательно делать попытки забеременеть в воскресенье и накануне больших церковных праздников. Также не следует спать сразу после венчания. В такой день пара освящается и благословляется на дальнейшую жизнь, поэтому не стоит ассоциировать Таинство Венчания с плотскими утехами.

Если вы не понимаете смысл молитв или они кажутся вам чужими, не волнуйтесь. Личная молитва не требует особых умений. Это просто мысли, главное, чтобы они были искренними.

Крещение как защита от всего плохого для ребенка

Когда на вас снизойдет милость Господня, и вы узнаете о своей беременности, самое время поблагодарить того, кто сотворил чудо. Также хорошо, если к ежедневным молитвам добавится молитва перед рождением ребенка. Такой ритуал помогает отыскать душевный покой.

Регулярное причастие отлично повлияет как на будущую мамочку, так и на нерожденного кроху. Постятся беременные не так строго, как другие верующие. Но легкий пост заменяется чтением духовной литературы и подаяниями. После рождения долгожданное дитя желательно окрестить на сороковой день. Так новый человек будет не просто расти по законам Божьим, а иметь своих покровителей на небе, которые будут защищать его. Таинство Крещения — это в первую очередь рождение ребенка для Бога, их единение.

Почему Бог не дает детей?

Сегодня все больше пар имеют проблемы со здоровьем. Наряду с медицинскими недугами, церковь советует задуматься о своей духовной жизни. Ведь эти два аспекта тесно взаимодействуют между собой.

Молитва о рождении ребенка при бесплодии — это этап принятия посланной небесами судьбы. Главное в таком деле — не терять надежду. Если супругам не удается зачать ребенка, может, Всевышний приготовил для них другую миссию. Назначением этой пары может быть подвиг, на который способен не каждый. Например, возможно, призвание этих супругов стать родителями обездоленного дитя, того, от которого отказались.

Однако в любом случае отчаиваться не стоит, Бог всегда вас услышит!

Использованные источники: 4-women.ru

«Ни бесплодного, ни бесплодной»

«Ни бесплодного, ни бесплодной»

Как я уже сказал, смех Сарры и Авраама родился из их обоюдной печали. Но ее печаль была иной и более сильной, чем его. В отличие от Сарры, Авраам не был бесплоден и уже родил сына. Его слова, обращенные к Богу: «Хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!», — свидетельствуют не только о сомнении, сможет ли Сарра родить, но и о том, что он вполне готов удовлетвориться сыном, которого родила ему Агарь.

Интересно, что во всей Библии, изобилующей рассказами о страданиях бесплодных женщин, не упоминается ни один бесплодный мужчина. Авторам Библии было известно мужское бесплодие. Одно из благословений, которыми Второзаконие благословляет Путь Божий, звучит так: «Не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем» (Втор. 7, 14). Но Библия не рассказывает нам о жизни и страданиях такого мужчины, хотя очень много рассказывает о жизни бесплодных женщин.

Только один раз упоминается мужчина, неспособный к деторождению, но не из-за бесплодия, а по причине старости. Это муж той богатой женщины из Сонама, которая принимала в своем доме пророка Елисея и предоставляла ему комнату, пищу и отдых. Елисей поинтересовался, как можно ее отблагодарить, и его слуга сказал ему: «Сына нет у ней, а муж ее стар» (4 Цар. 4, 14).

Елисей обещал ей сына, который и родился через год. В рассказе есть несколько намеков, что это был сын самого Елисея, и, возможно, женщина не зря предоставляла пророку комнату в своем доме, но не будем углубляться в эти сплетни. Важно, что Библия осведомлена о мужском бесплодии, но отказывается описывать его так же, как она описывает бесплодие женщины. Оказывается, что, несмотря на большую открытость Библии любым вопросам политического, личного или нравственного порядка, есть вопросы, которых ее авторы избегают. Библия написана мужчинами, о мужчинах и ради мужчин, и есть темы, которые мужчины не любят обсуждать, и, уж конечно, не публично.

Что же касается описываемых в Библии бесплодных женщин, то их страдания порождены не только невозможностью удовлетворить естественную потребность в детях. Тут и сознание своей неполноценности как женщины, и чувство вины, вызванное разочарованием мужа, семьи и окружающего общества. Всему этому есть трогательное выражение в словах, которыми пророк Исаия описывает бездетную, «неплодную» женщину, называя ее «женой оставленной и скорбящей духом» (Ис. 54, 6), а также в обращенной к Иакову мольбе Рахили: «Дай мне детей; а если не так, я умираю» (Быт. 30, 1).

Страдания Рахили, однако, происходили не только от ее бесплодности, но также от зависти к плодовитой сестре Лии, и такой же была Анна, мать пророка Самуила. Она тоже была любимой женой, которая не могла родить, и плакала, и отказывалась от еды из-за издевок другой жены ее мужа. И можно вспомнить также презрение, которое выражала Агарь к своей госпоже после того, как забеременела от Авраама, тогда как Сарра продолжала быть бесплодной.

Сегодня тоже есть женщины, чья способность или неспособность рожать детей влияют на их самооценку и статус в семье и в обществе. Но в те времена женщин судили только по этому критерию. О большинстве женщин Библия рассказывает как о матерях и судит их по способности создать и вести семью, и лишь немногие женщины рассматриваются библейскими авторами вне этой связи, как самоценные личности. Таковы Мариам, сестра Моисея, иерихонская блудница Раав, пророчицы Девора, Мириам и Олдама, царицы Эсфирь, Гофолия (4 Цар. 11) и Иезавель. Кроме них можно отметить также Иаиль, жену Хевера Кенеянина (Суд. 4, 18), дочерей Салпаада (Числ. 27, 1), дочь Иеффая (Суд. 11, 34), Авигею, жену Навала Кармелитянина, и Мелхолу, дочь царя Саула[98] — у них тоже есть самостоятельные истории, выходящие за границы материнства, хотя все они определены и названы в Библии по отношению к какому-нибудь мужчине.

Вернемся к проблеме бесплодия. При решении других вопросов Господь проявляет себя эмоционально — как «благий и милосердый» (Иона 4, 2), или «ревнитель и мститель» (Наум. 1, 2), или «долготерпеливый» (Иона 4, 2), или «Саваоф, Бог воинств» (1 Цар. 17, 45), но плодовитостью и бесплодием он занимается очень прямолинейно, почти механически. Он «открывает» чрево женщины и Он «закрывает» его. Именно так. Характеризуя Божественный надзор над рождаемостью, автор библейского рассказа пользуется теми же глаголами, к которым обычно прибегают, когда описывают, как закрывают и открывают двери и ворота, гасят или раздувают пожар, включают или выключают какой-нибудь агрегат. Тем не менее заинтересованность Бога в проблеме женского бесплодия не может не вызвать симпатию читателя, глубоко сочувствующего страданиям бесплодных женщин, потому что, при всем уважении к тяготам египетского рабства и к избавлению народа от них, нас интересуют также страдания отдельных людей и избавление от них. И при всей радости, например, от благополучного перехода расступившегося Красного моря — чуда, спасшего весь народ, — он с удовлетворением прочтет и о скромных персональных чудесах, совершенных в помощь одному-единственному страдающему человеку. О себе самом я могу сказать, что именно по этой причине предпочитаю благодарственную песню Анны (1 Цар. 2, 1-10) победной песне Деворы (Суд. 5, 1–31). Однако иногда кажется, что в книге Бытия бесплодие все-таки занимает слишком много места. Порой в сердце читателя даже прокрадывается тревожное подозрение, что это сам автор намеренно «закрыл» столько женских чрев и все для того, чтобы каждый раз, когда Бог «отворит» очередное такое чрево, Его поступок вызывал бы у читателя сочувственный отклик и бурные аплодисменты.

Использованные источники: religion.wikireading.ru

Релевантные статьи